Франчайзинг (франшиза, коммерческая концессия) – что это? Под этими, зачастую не понятным многим, экзотическими терминами, подразумевается передача одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) права на определенный вид бизнеса. Ярким примером франчайзинга (франшизы) в Казахстане могут служить открытие заводов «Coca-Cola», фирменных магазинов «Adidas», международной сети кафе-мороженое Баскин Роббинс, магазинов «Milavitsa», сети 2ГИС, сети ресторанов быстрого питания McDonald’s и т.д.
Франчайзинг официально оформляется договором комплексной предпринимательской лицензии, согласно которому одна сторона (франчайзер или комплексный лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (франчайзи или комплексному лицензиату) за плату право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.
Правовое регулирование франчайзинга (франшизы) в Казахстане осуществляется Гражданским кодексом Республики Казахстан (Глава 45), а также законом «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» от 24 июня 2002 года, законодательством в сфере предпринимательства.
Правовая компания «Комек» окажет юридическую помощь в оформлении договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), проведет консультации по любым правовым вопросам, в том числе в сфере франчайзинга.
Отличием франчайзинга от иных видов лицензионных соглашений является то, что договор подразумевает предоставление именно комплекса исключительных прав (лицензионного комплекса): право использования фирменного наименования, охраняемой коммерческой информации, товарного знака, знака обслуживания, патента и т.д.
Целью договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) является распространение конкурентоспособных высокотехнологичных способов производства товаров, услуг, работ, средств производства (промышленных) товаров. Основной правовой целью договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) является предоставление лицензиату соответствующей лицензии.
Предметом договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) являются исключительные права, принадлежащие лицензиару.
Сторонами в договоре комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) могут являться физические и юридические лица. Обе стороны договора являются предпринимателями.
Форма и сроки договора. Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) должен быть заключен в письменной форме, как на определенный срок, так и бессрочно.
Государственная регистрация договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) обязательна. До регистрации договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) следует исследовать вопрос наличия регистрации интеллектуальных прав франчайзера в Казахстане либо распространения действия международной регистрации на передаваемые по договору франчайзинга права и объекты, включая товарный знак. До регистрации договора франчайзинга права на товарный знак и иные интеллектуальные права должны быть зарегистрированы в РК, поэтому регистрация договора франчайзинга тесно связана с вопросом регистрации на территории Казахстана товарного знака или других передаваемых интеллектуальных/авторских прав.
Правовая компания «Комек» оказывает квалифицированную юридическую помощь в составлении и регистрации договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) является по своей конструкции консенсуальным, взаимным и возмездным договором.
Формы, способы и сроки оплаты по договорам франчайзинга определяются соглашениями сторон договоров комплексной предпринимательской лицензии.
Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) может иметь ограничения по действию на определенной территории, по периодам времени. Комплексная предпринимательская лицензия может выдаваться применительно к определенной сфере деятельности, например, только на продажу товаров полученных от лицензиара, или произведенных пользователем. Либо лицензия может уполномочивать лицензиата на осуществление иной коммерческой деятельности (выполнение работ, оказание услуг). Лицензия может быть, выдана и на все виды деятельности, которые осуществляет лицензиар.
К преимуществам для франчайзи можно отнести:
В мировой практике франчайзинг являются очень распространенным в мире объектом инвестирования. Успешным предпринимателем может быть любой человек: от пенсионера до домохозяйки. Франчайзинг как менее рискованный метод ведения бизнеса идеален для начинающих в бизнесе. По количеству франчайзеров, представленных на мировом рынке, долгое время первое место занимали США, но последние годы ситуация поменялась, теперь лидером стал Китай с 4600 франчайзиговыми сетями. На сегодняшний день на рынке Казахстана превалирует доля иностранных франшиз. Несомненно, большую роль в развитии франчайзинга играет соседство с Китаем, развитие Таможенного союза (ЕАЭС), санкции мирового сообщества в отношении России.
Годовой оборот предприятий, работающих в Казахстане на условиях франчайзинга, около $3 млрд. Вместе с тем, в Казахстане доля местных франшиз не превышает и 20%, в то время как, например, в России этот показатель свыше 60%. Казахстанский рынок франчайзинга в большинстве своем представлен ретейлом (розницей): продажа одежды, обуви, предметов быта и др., в т.ч. онлайн-торговля, следом идут общепит и сервис.
Вместе с тем, в Казахстане уровень предпринимательской информированности остается все еще неудовлетворительным, имеет место слабая вовлеченность населения в предпринимательскую активность. Это говорит о необходимости совершенствования поддержки начального предпринимательства. С целью развития отечественного рынка правовая компания «Комек» окажет юридическое сопровождение франчайзинга юридическим и физическим лицам на любой стадии развития процесса.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Если данный материал был Вам полезен, поделитесь с друзьями.